Ремонт мотоциклетных коммутаторов зажигания

Ремонт мотоциклетных коммутаторов зажигания

Более двух лет прошло с того времени, как я установил на своем мотоцикле «Иж-Юпитер 4» бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262 3734 и самодельного диодного смесителя (рис. 1.).

Убедившись в надежной работе моего творения, сотрудники решились на подобное усовершенствование собственной мототехники Но показались вопросы типа «Я собрал по твоей схеме — растолкуй, из-за чего у меня не работает».

Вот кое-какие обычные неисправности:

— нет искры по большому счету;

— мотор прекрасно трудится на холостых, но сбоит на оборотах выше средних;

— мотор прекрасно пускается, но трудится по большей части какой-то один цилиндр, второй подхватывает иногда, вспышки следуют неравномерно,

— искры нет лишь при установке в схему «Ижа» — на «Восходе» искра имеется, при замене блока коммутатора-стабилизатора (БКС) подобным, другого типа (251 3734 на КЭТ 1-А) неисправность исчезает.

Все перечисленные проблемы говорят о дефекте БКС. Разглядим заводскую схему блока (рис. 2.).

Она скопирована с блока КЭТ 1-А выпуска 1980-х годов. В части коммутаторов стабилитрон VD2 представлен КС650 (либо двумя последовательно включенными Д817Б) Последние выполнения БКС — 251 3734, 261 3734, 262 3734 схематически не различаются. Изменились только тип и внешность некоторых подробностей.

Рис. 1. Бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262.3734 и самодельного диодного смесителя

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема блока коммутатора-стабилизатора (БКС) заводского производства

Рис. 3. Схема проверки конденсаторов и тринисторов на наличие утечек

Рис. 4. Схема устройства для подбора тринисторов VS1

Принцип работы устройств однообразен конденсатор С2 заряжается от высоковольтной обмотки генератора по цепи VD1, С1, VD2, VD4, R2. Хорошим импульсом напряжения отдатчика, через VD3 раскрывается тринистор VS1, что разряжает С2 на обмотку катушки зажигания ТV1, формируя искру на свече F1.

Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение на С2VS1 на уровне 130 — 160 В. Но на трудящемся коммутаторе вольтметр продемонстрировал 194 В — явное перенапряжение, влияние разброса параметров стабилитрона Хочется отметить увлекательную подробность — в качестве С2 применены два конденсатора типа МБМ. Такие конденсаторы смогут продолжительно трудиться в импульсном режиме.

Являясь «самовосстанавливающимися», они легко переносят краткосрочные перенапряжения. Места пробоя обкладок заполняет парафиновая пропитка диэлектрика.

К сожалению, это не проходит бесследно — со временем фольга обкладок начинает напоминать решето, емкость прибора падает. Пробои диэлектрика приводят к появлению утечек и увеличению проводимости.

Трудясь в коммутаторе, таковой конденсатор просто не успевает накапливать заряд за время между двумя импульсами датчика. Вот из-за чего нормально трудящийся на «Восходе» («Минске») блок барахлит в схеме «Ижа», где частота импульсов запуска вдвое больше.

Конденсатор с утечкой выявляется по несложной схеме (рис. 3.). С соблюдением мер безопасности (схема гальванически связана с бытовой сетью) подключаем контролируемый конденсатор в цепь. Электролампа-индикатор светиться не должна — свечение говорит о наличии утечки.

Время проверки 15 — 30 мин. (в вызывающих большие сомнения случаях — до 1 часа). Не обращая внимания на пара безжалостный метод проверки, для конденсатора он фактически надёжен. В ходе эксплуатации он подвергается громадным нагрузкам.

Так мною были распознаны тринадцать конденсаторов с явной утечкой, причем четыре из них в блоках, нормально трудившихся на одноцилиндровых моторах, но сбоивших в схеме «Ижа». Заменить конденсаторы в КЭТ-1А несложно — блок легко разбирается.

Такая же замена в исполнении 252.3734 — тяжелее. Для начала удаляем заполняющую корпус пористую массу, проварив коммутатор в кипящей воде 15 — 20 мин.. После этого бережно «выщипываем» заполнитель пинцетом. Потянув за разъемы, вынимаем плату и приобретаем доступ к печатному монтажу.

Возможно, само собой разумеется, заменить неисправный прибор подобным, но нет гарантии, что новый скоро также не выйдет из строя (обстоятельство см. выше), исходя из этого советую поменять на конденсаторы типа К73-17 1,0мкФ/ 400В (а значительно лучше 4х0,47мкФ/630В). Два конденсатора нормально находятся на плате.

Герметизацию блока делаем заливкой его строительной пеной либо вырезанной по размеру пластиной резины. Предостерегу от применения разных автогерметиков — их активные компоненты со временем уничтожат бронзовые дорожки платы.

В целях обеспечения большой надежности устройства «безальтернативным» вариантом я считаю металлобумажные конденсаторы типа МБГ, МБГП, МБГЧ (буква Г показывает на конструктивное выполнение прибора), рассчитанные на напряжение 400 — 630 В. Единственная неприятность в этом случае — габариты. Вероятен компромиссный вариант в схеме для «Иж-Ю» величину С2 уменьшаем до 1мкФ.

Это обеспечит гарантированный его заряд за пол-оборота коленчатого вала.

Остальные элементы устройства особенных нареканий в большинстве случаев не вызывают. С1 (К73-15) достаточно надежен.

Диоды VD1, VD4 рекомендую заменить на КД226Г (с желтым кольцом) VD3 фактически «неубиваем». Случается, что тринистор VS1 сменяет собственные характеристики (двигатель начинает запускаться в обратную сторону) — это возможно устранить заменой его на КУ202Н либо (что значительно лучше) на Т122-20-10.

Очень редко выходит из строя КУ221Г (КУ240А1). Замена тринистора сопряжена с подбором по минимальному току управления. Эта схема зажигания очень требовательна к этому параметру.

Я провожу отбор при помощи схемы, изображенной на рисунке 4 Перемещая движок R1 снизу вверх, отмечаем по миллиамперметру РА1 величину тока открывания исследуемого тринистора VS1 по началу свечения лампы EL1. Для применения отбираем экземпляры с током управления I = 1 — 8mА.

К сожалению, видятся тринисторы с увеличенным током утечки. Проверка этого параметра производится по схеме, приведенной на рисунке 3. Свечение лампы будет говорить о неисправности прибора.

Восстановленный так БКС пригоден к предстоящей эксплуатации в совокупности зажигания как одно-, так и двухцилиндрового мотоцикла.

Д. РАССКАЗОВ, г. Кашира


Проверка коммутатора зажигания Kawasaki ZXR400


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: