Как инновационные стартапы превратились в крупный рыночный сегмент
Модель шэринга появилась из идеи задействовать собственные ресурсы, будь то искусно сделанный стул либо автомобиль с пустующим задним сиденьем. Первые представители этого сегмента расположились на онлайн-площадках и выступили в форме посредников между простыми потребителями. Из данной модели выросли такие сервисы, как AirBnB либо индустрия каршеринга.
В 2011 году издание Time включил экономику совместного потребления в перечень вещей, каковые поменяют мир.
В колонке кроме этого был упомянут сервис AirBnB, что уже к этому времени успел привлечь $120 млн и позиционировал себя как площадка по обмену жилплощадью: люди из различных государств предоставляют собственную квартиру, помещение либо кроме того бунгало туристам и путешественникам. Тогда, как и по сей день, мысль создания онлайн-площадки для поиска и размещения жилья в любом уголке мира вправду близка к философии обмена, не смотря на то, что и не безвозмездного.
AirBnB — один из самые известных представителей шэринг-экономики
Не обращая внимания на то что возможность заказать такси, шофер которого довезет вас до нужного места, весьма призрачно связана с пресловутым жаждой делиться, одним из самых успешных и узнаваемых представителей шэринг-экономики стал онлайн-сервис Uber, что развивается в мире впечатляющими темпами. Сама компания растолковывает собственную концепцию шэринга следующим образом: шофер с машиной, как и помещение в квартире, которую возможно сдать, есть тем самым незадействованным ресурсом, что возможно применять при необходимости.
Третьим порождением шэринг-экономики стал сервис Task Rabbit, что является площадкой по обмену небольшими одолжениями: к примеру, один пользователь испытывает недостаток в помощи при перевозке шкафа, а второй готов оказать помощь с этим за определенную сумму. В Российской Федерации намного позднее показался собственный аналог аналогичного сервиса называющиеся YouDo. Родным к такому типу сервисов был Etsy (российский аналог — «ДаруДар»).
Начиная в качестве небольших стартапов, сервисы смогли завоевать доверие и громадную популярность среди пользователей, деятельно пользующихся интернетом.
В соответствии с изучению, представленному группой экспертов Vision Critical и Crowd Companies, на рынке так называемой совместной экономики в отдельном сегменте, в большинстве случаев, господствует один большой игрок. Так, на самом популярном краудфандинговом сервисе Kickstarter сосредоточено 57% всех сделок, Craigslist занимает 65% рынка опытных одолжений, Uber обладает 86% перевозок, а Etsy показывает и вовсе поразительные результаты — на онлайн-сервис приходится 91% сделок в сфере пользовательских продуктов.
На Etsy приходится более 90% пользовательских одолжений в сети
Из результатов изучения возможно сделать вывод, что онлайн-площадки удачны скорее для их пользователей, каковые имеют возможность пользоваться услугой либо предлагать собственные товары широкому кругу потребителей, нежели для желающих поконкурировать с шэринг-гигантами.
Помимо этого, с приходом желающих «поделиться собственными одолжениями» на рынке началась настоящая война между новыми традиционными поставщиками и игроками разных сервисов, далеких от онлайна.
Так, французские таксисты в борьбе с сервисами Uber за привычный им рынок прибегали к самым радикальным мерам: машинам популярнейшего американского онлайн-сервиса объявляли бойкот и обращались во все инстанции, как в суды, так и к главе горадминистрации Парижа, прося регулировать онлайн-такси, каковые пришли на рынок с необычно низкими стоимостями и поменяли правила борьбы. На данный момент европейские суды до сих пор пробуют выработать механизм регулирования нашумевшего сервиса, потому, что сам Uber предпочитает руководствоваться правилами отрасли IT, тогда как его соперники настаивают на исполнении норм транспортной отрасли как простые работы такси.
В Российской Федерации бунт против онлайн-сервисов такси закончился более прозаично: летом этого года Ассоциация петербургских таксистов выступила с открытым обращением к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, требуя запретить Uber, и его российские аналоги — Gett и «Яндекс.Такси», — но ответ обиженным работникам поступил в тот же сутки. Пресс-секретарь Полтавченко сказал, что у правительства города таких полномочий нет.
Деятельность Uber приводит к массовым протестам в мире
Подобную реакцию встретил и сервис BlaBlaCar в Испании, где против него объединились представители индустрии автобусных перевозок. Как пишет издание Fortune, на митинге против сервиса, подбирающего попутчика на протяжении путешествия, собрались не только водители автобусов, но и бывшие пользователи BlaBlaCar.
В случае если одних не устраивало положение сервиса на рынке, то вторых раздражали рабочей группе сервиса по сделке и невозможность восполнить издержки, такие как поломка автомобили либо ее проверка. Так или иначе представители классического рынка упорно требуют запрета онлайн-сервисов, потому, что уверены, что правила транспортной отрасли распространяются на всех ее участников и руководствоваться лишь нормами отрасли IT свидетельствует нечестную игру на рынке.
Согласно данным изучения Fortune, автобусная компания Confebus, которая предлагает своим клиентам перевозки по 17 главным маршрутам, по пятницам теряет около 32% собственных пассажиров, каковые предпочитают пользоваться BlaBlaCar, среди них и из-за намного более низких стоимостей.
К примеру, в среднем поездка, осуществленная посредством BlaBlaCar из Мадрида в Валенсию, будет стоить €15, тогда как билет на автобус по этому же маршруту обойдется вдвое дороже.
BlaBlaCar образовывает значительную борьбу публичному транспорту
Однако бывшие нынешние гиганты и стартапы оставляют место и для новичков, сами являясь хорошей площадкой для старта. К примеру, The Telegraph опубликовала историю 38-летней Стеллы Баггот, которая в течении 14 лет трудилась иллюстратором в классическом для простого клерка трудовом графике, перед тем как перейти на фриланс и открыть для себя новые варианты работы.
Дама решила реализовать собственный хобби — изготовление причудливых фигурок из керамики. Стартовой площадкой стал сервис Etsy, и по окончании нескольких лет успешной торговли ручными работами, как говорит сама Баггот, она смогла позволить себе приобретение квартиры.
Не обращая внимания на собственную успешность, новый вольный график работы повлек за собой несколько нюансов: предпринимательница согласилась, что ее до сих пор пугает вариант, при котором ее работы быстро прекратят продаваться и она лишится источника доходов.
Помимо этого, Баггот кроме этого назвала спорными моментами в ее работе в качестве небольшого участника развивающейся шэринг-экономики вопрос с налогами и относительная денежная нестабильность.
Многие исследователи, изучающие такое явление, как шэринг-экономика, предлагают отказаться от этого термина, что по мере развития отрасли потерял собственный начальное значение. «Нет ничего общего с термином «делиться» в том, что вы нанимаете работника для уборки собственного дома либо заказываете такси для поездки до работы, даже если вы используете для этого особое приложение», — вычисляет журналист The Guardian Алекс Херн, и с ним сложно не дать согласие, поскольку широко узнаваемые шэринг-компании из небольших стартапов в далеком прошлом превратились в коммерческих гигантов.