Электрогитара из обычной

Электрогитара из обычной

Говоря о разных электромузыкальных инструментах, нереально не отыскать в памяти о самом, пожалуй, популярном и незаменимом в современных оркестрах и у рок-групп. Конечно же, это — электрогитара.

История простой звуковой гитары насчитывает многие столетия. Спору нет— инструмент весьма музыкален да и по размерам мал. Лишь вот незадача — через чур уж негромко гитара звучит.

И в случае если дома, в кругу друзей либо у туристического костра громкости ее «голоса» в полной мере хватает, то что сообщить, например, о выступлении музыканта в громадном концертном зале? В лучшем случае звучание его гитары услышат зрители только из ближайших к сцене последовательностей.

Мастера, изготавливающие музыкальные инструменты, неоднократно пробовали расширить громкость гитары: делали резонирующую коробку с двойным дном, увеличивали ее размеры, прикрепляли раструбы (подобно тем, что были у древних граммофонов). Но все эти ухищрения давали только незначительный итог.

Лишь в начале двадцатых годов этого века придумали действенный метод повышения громкости звучания гитары. При помощи особого датчика — звукоснимателя издаваемые инструментом звуки преобразовали в электрический сигнал, усилили и при помощи электроакустической совокупности снова перевоплотили его в тот же звук, но сейчас уже многократно более громкий.

Сначала музыканты пользовались самыми разнообразными звукоснимателями. К примеру, самая простой из них — простой микрофон. Его помещали в резонирующей коробки и при помощи электрошнура соединяли с низкочастотным усилителем.

Делали звукосниматели и на базе пьезоэлементов. В таких конструкциях пьезоэлемент прикреплялся к деке и преобразовывал в электрический сигнал механические вибрации, вызванные резонансом со звуковыми колебаниями струн.

Придумывали и другие методы электрифицирования звуковой гитары. Но все они оставались очень несовершенными. Дело в том, что принимающие звуковые колебания звукосниматели чувствительны не только к нужным сигналам, но и к посторонним шумам.

Стоило случайно задеть корпус инструмента, и в «динамиках» раздается усиленный многократно скрип либо треск.

отличных показателей удалось взять, в то время, когда попытались снабдить гитару электромагнитным звукоснимателем (сокращенно ЭМЗС).

Такое устройство формирует около струн магнитное поле, реагирующее на их колебания. Одновременно с этим данный звукосниматель малочувствителен к вибрациям деки, посторонним шумам.

Рис. 1. Принцип действия электромагнитного звукоснимателя:

1 — постоянный магнит, 2 — обмотка, 3 — струна гитары, 4 — силовые линии магнитного поля.

Рис. 2. Принципиальная схема электромагнитного звукоснимателя.

Рис.

3. Устройство датчика звукоснимателя:
1 — каркас, 2 — сердечник (постоянный магнит), 3 — обмотка, 4 — основание, 5 — выводы.

Как же устроен электромагнитный звукосниматель, каков принцип его действия?

Предположим, что у нас имеется постоянный магнит в виде удлиненного цилиндра, а поверх него намотан провод, финиши которого подключены ко входу усилителя (рис. 1). Расположим сейчас эту конструкцию под одной из железных струн гитары.

Струна в обязательном порядке должна быть из магнитного материала, к примеру, стали.

Как мы знаем, постоянный магнит формирует около себя магнитное поле (на рис. 1 условно продемонстрировано распределение его силовых линий).

До тех пор пока струна неподвижна и находится строго наоборот магнита, вся совокупность будет в состоянии «равновесия», и сигнала на выходе звукоснимателя нет.

А сейчас мы ударили по струне, и она совершает колебательное перемещение. Что случится в этом случае?

Колебания струны приведут к деформациям магнитного поля звукоснимателя. За перемещением струны, к примеру, вправо-влево синхронно с ней в различные стороны будут «вытягиваться» и силовые линии поля.

Происходит это за счет магнитных особенностей струны — она как бы уводит силовые линии за собой. Наряду с этим магнитный поток, пронизывающий обмотку, непрерывно изменяется.

Те из вас, кто не забывает школьный курс физики, сходу сообразят: переменный магнитный поток вызывает в катушке появление электродвижущей силы. В следствии на вход усилителя поступает электрический сигнал с частотой, равной частоте колебаний струны.

По мере их затухания значительно уменьшается и амплитуда выходного сигнала. То же самое будет происходить, в случае если струна колеблется вверх-вниз.

Нужно отметить и еще одну особенность электромагнитного звукоснимателя.

Потому, что он не принимает колебаний резонирующего корпуса гитары, «чистое» звучание струн, переданное в усилитель без участия акустики, получает необычный «электронный» оттенок.

Рис. 4. Звукосниматель:

1 — вывод датчика, 2 — обмотка, 3 — сердечник, 4 — основание.

Рис. 5. Корпус звукоснимателя:
1 — основание, 2 — крышка, 3 — диэлектрическая накладка, 4 — отверстие для соединительного шнура, 5 — отверстия для крепления крышки к основанию, 6 — отверстия для крепления звукоснимателя, 7 — отверстия для крепления звукоснимателя к корпусу гитары.

Рис. 6. Вариант установки звукоснимателя:
1 — дека, 2 — фиксатор, 3 — винт, 4 — звукосниматель, 5 — гайка, 6 — розетка.

Мы поведали, как действует электромагнитный звукосниматель для одной струны. А сейчас представим, что мы установили такие катушки с магнитами под каждую из шести струн гитары, соединили выводы катушек последовательно, а свободные финиши подключили к замечательному усилителю.

И что же — у нас оказалась самая настоящая электрогитара с электромагнитным звукоснимателем.

Кстати, конструкция ЭМЗС, о которой мы поведали, — не единственная. Время от времени делают всего один звукосниматель, неспециализированный для всех струн.

Для этого берут плоский удлиненный магнит, а катушку индуктивности наматывают поверх его торцов.

Со временем электрогитара утратила очень многое из того, чем сначала была похожа на собственную звуковую предшественницу.

Во-первых, музыканты отказались от резонирующей коробки — так как сейчас она была не нужна. Электрогитара стала намного уже, а помимо этого, лишилась розетки — отверстия в центре корпуса.

Позже, стараясь придать новому инструменту побольше своеобразия, стали менять форму грифа, корпуса, их окраску. На деке гитары показались звукосниматели, разные механические прижимы, вибраторы, регуляторы тембра и громкости.

Так гитара получила собственную новую «электрическую» наружность.

На всех современных электрогитарах установлены электромагнитные звукосниматели, но сами инструменты стали разнообразными.

Имеется и простые шестиструнные, и с двенадцатью струнами — таковой инструмент дает возможность приобрести «сочное», богатое гармониками звучание. Существуют электрогитары с укороченным грифом — из них возможно извлечь звуки высокой тональности.

Бывают кроме того электрогитары сходу с двумя грифами — на одном из них расположено шесть струн, а на втором — двенадцать. Наконец, нельзя не сообщить и о таком инструменте, как бас-гитара. Она имеет всего четыре струны, но они намного толще, чем у простой гитары.

Таковой инструмент, подобно контрабасу, издает звуки самой низкой тональности.

«Электронное» звучание современной гитары — не только итог отсутствия в нем звуковой окраски. Неповторимое своеобразие придают звуку и разнообразные электронные приставки к гитарам.

К примеру, «вау-эффект» придает инструменту переливающееся, медлено вибрирующее звучание, а «лесли»-совокупность формирует чувство, словно бы звук то относится порывом ветра, то снова приближается. Имеется и другие электронные совокупности: «фуз-бокс», «дистошн», «бустер», «вибрато» — перечень их возможно продолжить.

Современные электрогитары — устройства достаточно сложные. Кроме того самую несложную из них не так-то легко изготовить дома — одни только механические работы по изготовлению грифа и корпуса чего стоят!

А вот электрифицировать простую звуковую гитару возможно без особенных затруднений. Как именно? Поведаем об этом подробнее.

Принципиальная схема электромагнитного звукоснимателя для звуковой гитары продемонстрирована на рисунке 2. Как видите, он складывается из шести последовательно соединенных датчиков L1—L6 (по одному на каждую струну), воображающих собой катушки индуктивности с постоянными магнитами в качестве сердечников. Со входом усилителя звукосниматель соединяется при помощи экранированного провода с вилкой ХР1 на финише.

Датчик (рис. 3) складывается из цилиндрического каркаса с внутренним O 2 мм и высотой 15 мм, диаметр щечек 10 мм (сделан из картона либо плотной бумаги), на котором намотана внавал проводом ПЭВ либо ПЭЛ 0,075—0,1 до заполнения каркаса обмотка.

Вовнутрь каркаса засунут постоянный магнит O 2 мм, длиной около 18 мм. В качестве него подойдет любой готовый, к примеру, от букв магнитного алфавита. Любой из датчиков приклеивается к основанию — плате толщиной 1—2 мм, вырезанной из стеклотекстолита.

Для большей прочности магнит закрепите в отверстии, предварительно сделанном в плате.

Конструкция звукоснимателя в собранном виде продемонстрирована на рис. 4. Расстояние между осевыми линиями датчиков должно быть равняется промежутку между струнами (обозначено буквой d).

Размеры платы-основания составляют 6—7dx20 мм. По краям основания просверлите четыре отверстия O 2,5 мм. Выводы датчиков соедините в соответствии с принципиальной схеме, а к свободным финишам звукоснимателя подпаяйте экранированный шнур, к примеру, от бытовой радиоаппаратуры.

В случае если зазор между струнами гитары в месте установки звукоснимателя менее 10 мм, то датчики возможно находиться на основании в «шахматном» порядке.

Корпус звукоснимателя, составленный из крышки и основания, сделайте из страницы дюралюминия толщиной около 1 мм (рис. 5).

Его размеры зависят от габаритов звукоснимателя, исходя из этого правильные эти мы не показываем. В основании сделано восемь отверстий: два для крепления верхней крышки имеют внутреннюю резьбу М2, два для фиксации на корпусе гитары и четыре для установки платы с датчиками.

Верхняя крышка, кроме двух крепежных отверстий O 2,5—3 мм, имеет еще одно для соединительного шнура. Помимо этого, в верхней части крышки вырезано окно размером приблизительно 5,5dx10 мм, имеет закрытое диэлектрической накладкой, к примеру, из узкого цветного либо матового плексигласа.

Отверстие нужно, дабы железный корпус не экранировал концентрирующееся около датчиков магнитное поле. Верхнюю крышку звукоснимателя нужно оклеить пленкой «под дерево».

Собирают ЭМЗС в такой последовательности.

Смонтировав датчики и припаяв к ним соединительный шнур, установите звукосниматель на основании корпуса и закрепите при помощи четырех винтов с потайными головками и гаек. Экранирующую оплетку шнура нужно соединить с железным основанием — в этом случае корпус будет делать роль экрана, защищающего звукосниматель от помех.

После этого соединительный шнур проденьте в специально предназначенное для него отверстие в верхней крышке и установите ее на основании корпуса так, дабы оба боковых лепестка с отверстиями для крепления крышки были в. Двумя винтами зафиксируйте крышку, к свободному финишу соединительного шнура припаяйте вилку для подключения электрогитары к усилителю.

Сейчас осталось закрепить звукосниматель на резонирующей коробке гитары — оптимальнее установить его в отверстии розетки. Из куска резины толщиной 8—10 мм изготовьте два фиксатора шириной по 10 мм (возможно применять простые карандашные ластики).

Протяженность фиксаторов зависит от размеров корпуса и диаметра розетки звукоснимателя. Их профиль продемонстрирован на рисунке 6 При помощи двух винтов с гайками фиксаторы крепятся к звукоснимателю.

За счет эластичности резины вся конструкция без особенных упрочнений устанавливается в розетке корпуса гитары. Помимо этого, фиксаторы делают роль амортизаторов, предотвращающих неприятный на слух дребезг деки, появляющийся из-за резонансных явлений.

Собирая электрогитару, не забывайте, что, она будет звучать тем громче, чем ближе к струнам вы расположите звукосниматель. Но не переусердствуйте, в противном случае струны начнут задевать за его корпус. Обратите внимание и на размещение датчиков ЭМЗС.

Их осевые линии должны размешаться строго наоборот струн — от этого зависит уровень качества звучания инструмента. Ну и конечно же, проявите старательность и аккуратность, дабы звукосниматель оказался малогабаритным и вольно помещался в розетке гитары.

По окончании сборки электрогитару возможно подсоединить к усилителю. В случае если у вас его нет, воспользуйтесь усилителем проигрывателя, магнитофона, радиоприемника либо соберите по одной из схем, размещённых в отечественном издании.

В.

ЯНЦЕВ


Do with acoustics, electric guitar


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: