Запуск… от розетки
Любой автоводитель знает, как иногда не редкость тяжело запустить двигатель машины зимним утром по окончании долгой стоянки. Но относительно простое устройство с едой от сети переменного тока напряжением 220 В значительно облегчит эту задачу.
Устройство складывается из двух частей (рис. 1): одна — сетевой источник питания (напряжение 12—14 В); вторая часть смонтирована в моторном отсеке автомобиля. Соединены они между собой посредством особого разъема.
В моторном отсеке посредством кронштейна (рис. 2) укреплена плата, на которой смонтированы кнопка SB1 (для «пуска» и проворачивания двигателя), тумблер SA1 «аккумулятор — вилка» и сеть разъема X1 (для подключения к источнику питания).
Рис. 1. Принципиальная схема пускового устройства.
Рис. 2. Плата:
1, 10 — соединительные провода, 2 — штыри, 3 — перемычка, 4 — рычаг тумблера, 5, 6 — контакты тумблера, 7 — кнопка, 8 — основание, 9 — кронштейн крепления.
Рис. 3. Розетка:
1 — соединительные провода, 2 — трубка O 10 мм, 3 — корпус.
Устройство снабжает проворачивание коленвала двигателя, и запуск двигателя ключом замка зажигания либо кнопкой SB1 при подключенном зажигании. Наряду с этим от источника питания энергию приобретают от аккумулятора автомобиля.
Работу устройства разглядим на примере автомобиля ВАЗ-2101. Подсоединяем источник к бортовой сети посредством разъема X1 (рис. 1).
Тумблер SA1 устанавливаем в положение «сеть», а сам источник подсоединяем к сети 220 В. Ключ зажигания переводим в положение «отключено». Нажатием кнопки SB1 осуществляем проворачивание коленвала двигателя.
Наряду с этим питание от аккумулятора через контакты кнопки SB1 подается на тяговое реле. Питание от источника через контакты 1—2 тумблера SA1 поступает на тяговое реле и потом через замкнувшиеся контакты тягового реле — на обмотку стартера.
Запуск двигателя осуществляется ключом зажигания, как в большинстве случаев. При подключенном зажигании запуск осуществляется кроме этого при нажатии кнопки SB1.
При применении устройства на машинах «Запорожец-2140» и «Москвич» в работу вступают контакты 1—2 кнопки SB1, каковые мешают попаданию тока от источника в совокупность зажигания автомобиля на протяжении работы тягового реле. Провод, соединяющий контактную пластину «КЗ» на тяговом реле и зажим «ВК» катушки зажигания, нужно отключить. Другое происходит так, как обрисовано выше.
По окончании завершения работы устройство отключают от сети и от автомобиля, а тумблер SA1 устанавливают в положение «аккумулятор».
В качестве трансформатора T1 использован переделанный автотрансформатор ЛАТР-1М. Переделка пребывает в следующем.
Обмотку дробят на две равные по количеству витков части. Обе половины соединяют параллельно и доматывают 45—50 витков провода O 1,5 мм. Это будет сетевая обмотка. По окончании прокладки слоя изоляции наматывают обмотку II, складывающуюся из 15 витков провода сечением 40—50 мм2.
Диоды — ВК-200 (либо другие, рассчитанные на выпрямленный ток не меньше 200 А) установлены на текстолитовой пластине без радиаторов.
Разъем X1 — самодельный. Корпус розетки (рис. 3) изготовлен из текстолита либо другого изоляционного материала.
В корпус запрессованы либо вклеены гнезда (бронзовая трубка O 10X1 мм), к каким припаяны соединительные провода. Вилка смонтирована на плате (рис. 2). Тумблер «аккумулятор — сеть» кроме этого самодельный.
Его устройство видно из того же рисунка.
Провода, по которым осуществляется питание стартера, должны иметь сечение 30—40 мм и быть вероятно меньше. Наличие конденсатора C1 не обязательно.
А. ВОВК, с. Шаровка, Харьковская обл.