Шепелявит? поправимо!
В мире звуков особенного внимания, без сомнений, заслуживают те, что являются средством общения либо, образуя мелодические сочетания, удовлетворяют отечественные эстетические потребности. Переносчиком звуков помогает воздушная среда; часто она ведет себя коварно — искажает звуковые колебания, делая обращение неразборчивой, а мелодию — неузнаваемой.
Пример тому — распространение звуков в просторном безлюдном помещении.
Для передачи звуковой информации на большие расстояния звук преобразуют в электрические сигналы, каковые по различным обстоятельствам также будут искажаться.
Дабы этого не случилось, нужно учитывать особенности звука. Нелишне, думается, напомнить о них.
Звук — это возвратно-поступательное перемещение воздушной среды, вызванное колебаниями механического источника.
К примеру, всем известного камертона. Колебания поверхности для того чтобы источника передаются окружающим частицам воздуха, а от них — упруго распространяются дальше, подобно волнам от камешка, кинутого в воду.
Водному аналогу в полной мере отвечают звуки одной, неизменной тональности. Но обращение, музыка, да и полифонический «букет», сопровождающий разные природные явления, складываются из многих тонов, каждому из которых соответствует собственная частота колебаний воздуха: чем она больше, тем выше звук.
Целый же диапазон звуковых частот, принимаемый отечественным ухом, простирается приблизительно от 20 до 16 000 Гц.
Серьёзной изюминкой полифонических звуков есть то, что их частотные составляющие по-различному поглощаются воздушной средой, огибают преграды и отражаются ими.
Убедиться в этом легко, слушая музыкальную передачу через наушник (головной телефон): в то время, когда он прижат к уху, четко слышны и низкие, и высокие тона. Но стоит хотя бы мало отнести таковой излучатель, как басы совсем исчезают.
Значит, изменяются полосы частот, достигающих уха.
Громадное влияние на верность передачи полифонических звуков — хорошее либо отрицательное — смогут оказывать отражающие поверхности, видящиеся на пути их распространения. И это нельзя не учитывать.
Так, для устранения отнюдь не гармоничного фона при прослушивании ветхих, очень сильно шипящих магнито- либо грамзаписей рекомендуется устанавливать перед звуковой решеткой звукоизлучателя экран из плотного картона. Размеры — соответственно «слуховому окну» радиоаппарата.
Звуковая помеха глохнет в материале экрана.
Зная физические изюминки звука, легко понять работу самодельного экрана для исправления «шепелявости» радиоаппарата (а), воздействие громкоговорители с перфорацией в задней стейке (б), и уяснить, из-за чего понижается нужное звукоизлучеиие, в то время, когда перфорации отсутствует (в).
А вот второй пример. Чтобы излучение с обратной стороны диффузора динамической головки не мешало, заднюю стенку футляра у звукоизлучателей делают перфорированной.
В случае если же этого не делать, то звук, отражаясь от целого «тыла», оказывается в противофазе с излучением фронтальной поверхности диффузора Складываясь, эти волны взаимно ослабляют друг друга, и в следствии звучание на выходе динамика получается искривленным и негромким.
Но кроме того при отсутствии неотёсанных неточностей в конструкции футляра для звукоизлучателя — динамической головки с широкой полосой воспроизводимых частот — нельзя рассчитывать на одинаково качественное воспроизведение радиопередач и магнитозаписей.
Может статься, что при хорошем звучании музыки простая обращение преобразовывается в шепелявую, в противном случае и в бубнящую. Либо, например, прием слабослышимых радиостанций начнет сопровождаться шипением, а последовательность записей будет звучать визгливо.
Что ж, на то и широкополосный звукоизлучатель, дабы выявлять подобные недочёты.
Бороться посредством экранов сложно, да и не нужно.
Перспективнее искоренять аудионедостатки конкретно в электронной аппаратуре, устанавливая, к примеру, между первым и вторым каскадами усиления регулятор тембра.
Входной сигнал растекается в таком регуляторе по двум цепям: R1R2R3 (с конденсатором С1) и R4.
Высокочастотная составляющая этого сигнала снимается сдвижка переменного резистора R4 (прохождение низких частот сдерживается относительно малой емкостью конденсатора С2). Номинал С1 при R1R2R3 берется таким, дабы сопротивление высоким частотам было маленьким, без создания в цепи заметного падения напряжения.
Но выделялась бы низкочастотная составляющая сигнала.
Изменяя положение движка резистора R4, возможно регулировать пропускание высоких частот, а движка R2 — низких.
Другими словами оперативно ликвидировать недочёты, о которых шла обращение, уже на входе второго каскада электронного усиления сигнала.
Не считая резисторов и конденсаторов в схеме имеется еще и транзистор VT1.
Он требуется для согласования большого выходного сопротивления регулятора тембра с последующим каскадом усиления.
Тем, кто надумает встроить в собственную аппаратуру таковой регулятор, будут увлекательны кое-какие подробности технологического характера.
В частности, для сборки устройства подойдут постоянные резисторы типа МЛТ-0,125 (R1, R3, R5, R6) и переменные — типа СПЗ-44 (R2, R4). В качестве конденсаторов С1 и С3 желательны K73-5; для С4 — К50-6, а для С2 — КЛС.
Тип транзистора VT1 и полярность включения конденсатора С4, указанные на принципиальной электрической схеме, употребляются, в случае если «неспециализированный» провод базисной аппаратуры подключается к «минусу» источника электропитания. В другом случае вместо КТ3102А направляться устанавливать КТ3107А с трансформацией полярности питания С4 на противоположную.
Монтаж нужно использовать печатный, на 1,5-мм плате из односторонне фольгированного текстолита либо гетинакса.
Появляется вопрос: в случае если «завал» частот разрешает замаскировать аудионедостатки, проявляющиеся по краям звукового диапазона, то запрещено ли, ослабляя уровень одних тонов и подчеркивая другие, творчески создавать звуковую картину с учетом индивидуальности исполнителей и акустики помещений?
Ответом могут служить эквалайзеры — устройства, которые содержат группу активных управляемых фильтров.
Очевидно, такие устройства к разряду несложных не относятся.
Усиленный операционным усилителем DA1, полифонический сигнал поступает на неинвертирующий вход операционника ВА2, а на инвертирующий — через семь однообразных цепочек от R6—R8 до R24—R26. С переменными резисторами в их составе связаны активные фильтры F1— F7, любой из которых настроен на центральную частоту «собственной» полосы в диапазоне от 40 до 12 500 Гц.
Из доли исходного сигнала, протекающего по той либо другой цепочке резисторов, фильтр отсекает полосу частот, отвечающих его настройке. Степень для того чтобы ослабления зависит от положения движка соответствующего переменного резистора.
Детально излагать разработку изготовления столь сложных конструкций в материале, вычисленном на начинающих радиолюбителей, вряд ли целесообразно. А потому, считая эквалайзеры до тех пор пока только перспективной целью новичков в области практической радиотехники, снова обратим внимание на более дешёвое.
В частности, на стереофонию — увлекательнейшее направление в развитии аудиоаппаратуры, которое связано с восприятием звука и разъясняющееся парным устройством отечественного органа слуха.
Выясняется, в то время, когда источник звука находится пара сбоку от слушателя, фронт звуковой волны достигает левого и правого уха не в один момент.
Это и лежит в базе пространственной ориентировки в аудиомире. Такая звуколокация только ответственна в повседневной судьбе.
Она оказывает помощь, к примеру, слушателю в концертном зале дополнить зрительное чувство о расстановке исполнителей.
Но тот же концерт, передаваемый по радио и воспроизводимый единственным звукоизлучателем — динамиком, начисто лишен результата присутствия. Думается, словно бы и исполнители, и публика сгрудились тесной кучкой у микрофона.
Объемность, живое звучание способны воссоздать стереофонические (от греческого stereos — пространственный) совокупности. Передача ведется с пары микрофонов, располагающихся на некоем расстоянии друг от друга, и по двум раздельным электрическим каналам.
Соответственно, звуковоспроизводящая стереоаппаратура обязательно обязана включать в себя два совсем однообразных усилителя и разнесенные звуковые колонки.
Отличная стереофоническая аппаратура относительно дорогая.
Но несложное добавление к монофоническому магнитофону, проигрывателю либо простому радиоприемнику дает возможность приобрести псевдостереофонический эффект. К примеру, в то время, когда параллельно штатному широкополосному излучателю (динамической головке) ВА1 присоединяется недорогая «пищалка» ВА2 от карманного радиоприемника, воспроизводящая относительно высокочастотную полосу частот.
Разнесенная на столе перед слушателем приблизительно на полметра, такая звуковая совокупность дает занимательный пространственный эффект. Появляется отчетливое представление, что высокоголосые инструменты находятся, скажем, в первых рядах и слева, а басовитые — в первых рядах и справа от слушателя.
В случае если в мелодии скоро чередуются высокие и низкие ноты, то думается, словно бы исполнители начинают музыкальную фразу справа, а заканчивают слева, перебрасывая» друг другу мелодию, как будто бы теннисный мяч.
Пара слов о реализации таковой псевдостереофонической совокупности.
Конденсаторы С1 и С2 выбирают из расчета: чем меньше их емкость, тем посильнее ограничивается снизу звуковой диапазон головки ВА2. А для коррекции работы штатной головки ВА1 (ослабления высоких тонов) желательна блокировочная цепочка из конденсаторов С3 и С4.
Их емкость находят умелым методом, ориентируясь на желаемое звуковое воспроизведение псевдостереоустановки.
направляться также подчернуть, что обе названные пары полярных оксидных конденсаторов должны включаться встречно, потому, что они трудятся в цепи переменного тока.
Для присоединения звуковой приставки к динамической головке имеющейся аппаратуры возможно воспользоваться уже существующим гнездом XS1, в большинстве случаев устанавливаемым в расчете на подключение ушных микротелефонов типа ТМ-2 либо ТМ-4. Причем на выводы контактов для того чтобы гнезда направляться установить (чтобы не было отключения динамика при введении в гнездо штекера ХР1) проволочную перемычку, условно изображенную на принципиальной электрической схеме в виде скобы со стрелками.
Любителям слушать музыку через головные телефоны возможно советовать для получения псевдостереоэффекта с монофоническим аудиоплейером самодельную приставку — несложную, известную многим и превосходно зарекомендовавшую себя на практике.
Устройство это имеет переходный трансформатор Т1 с сердечником Ш 14×16.
Первичная обмотка содержит 125 витков провода ПЭВ2-0.3. Подключается она к микротелефонному гнезду радиоаппарата. А к двум вторичным (таким же, как и первичная) обмоткам присоединяются стереотелефоны ТДС-1 либо подобные им.
В цепи одного из звукоизлучателей стоит фазосдвигающая цепочка C1C2R2, создающая псевдостереозффект тем более заметный, чем выше частота входного сигнала.
Монтаж по обстоятельству немногочисленности входящих в схему радиодеталей возможно и навесным.
В качестве резистора R1 употребляется обширно распространенный МЛТ-0,125. Конденсаторы С1 и С2 — типов К50-6, К50-3.
Ю.
ПРОКОПЦЕВ