Ремонтируем «вятку-автомат»
Одной из довольно часто видящихся обстоятельств, приводящих к отказу стиральной машины «Вятка-автомат», есть выход из строя обмотки электродвигателя (ЭД) в приводе командоаппарата. В ремонтных мастерских в большинстве случаев такую неисправность ликвидируют способом замены.
Причем предпочитают иметь дело не с обновлением перегоревшей недорогой обмотки а также не с «захандрившим» электродвигателем, а с дорогостоящим командоаппаратом (КА), в составе которого все это находится как не подлежащий разборке «монолит».
Сложный агрегат заменяется полностью, о денежных расходах клиента никто не печется.
Не страно, что обладатель испортившейся стиральной машины пытается отремонтировать ее собственными силами, не считаясь ни со временем, ни с отсутствием опыта.
А ведь L1, которую нужно только перемотать, имеется не что иное, как катушка (рис.
1а) многополюсного электромагнита, насаженного на ось и являющегося ротором электродвигателя. направляться кроме этого учесть другие, осложняющие ремонт факторы. В частности, то, что на финише ротора имеется шестерня. Очевидно, имеется у ЭД и статор — необычный, штампованный.
Электродвигатель крепится к командоаппарату (рис. 1б) тремя штырями, входящими в отверстия в корпусе КА и мало развальцованными с тыльной стороны.
Рис.
1. Перегорает катушка (а), но в мастерской ее не ремонтируют, а предпочитают идти на замену всего сложного и дорогостоящего «монолита» (б) новым командоаппаратом с входящим в него электродвигателем:
1 — каркас катушки; 2 — обмотка; 3 — вывод (2 шт.); 4 — электродвигатель; 5 — корпус командоаппарата; 6 — ось ручки выбора программы; размеры d, D и H — в соответствии с конкретной моделью стиральной машины
При разборке данного агрегата нужно проследить, дабы токоподводящие жилы не отсоединились от клемм. Названная предосторожность продиктована не только и не столько хлопотностью восстановления ненароком разомкнувшихся контактов, сколько трудностями отыскания самих отключившихся клемм.
Перед снятием корпуса ЭД на нем и на корпусе КА целесообразно нанести контрольные метки, каковые разрешат потом верно собрать всю конструкцию с новой L1, намотанной самостоятельно. Засунув в зазор между разъединяемыми узлами отвертку и легко надавив на нее, возможно отделить двигатель от командоаппарата и дотянуться перегоревшую обмотку.
Но делать это необходимо с опаской, дабы не утратить обгонную муфту — маленькую пластмассовую подробность, находящуюся между якорем и корпусом ЭД.
Самое громадное неудобство содержится в том, что обмотка залита пластмассой.
И необходимо приложить много сил, дабы, удалив все лишнее, сохранить с минимальными повреждениями сам каркас.
В случае если же это не удастся, то придется по размерам прошлого, штатного склеить новый каркас (см. рис. 1а).
А в качестве исходного материала воспользоваться узким гетинаксом либо стеклотекстолитом. В полной мере приемлем и плотный электротехнический картон — прессшпан.
Заводская (сгоревшая) катушка намотана весьма узким проводом.
Воспроизведение полностью такой же, возможно, лишено смысла. Тем более, что малая толщина штатного обмоточного провода и послужила, вероятнее, обстоятельством происхождения отказа.
Новую катушку наматывают (до заполнения каркаса) проводом ПЭТВ2-0,14.
Выводы же делают достаточно прочными и эластичными, для чего применяют многожильный МГШВ либо его аналоги. В другом случае финиши L1 смогут ломаться под влиянием сильных вибрационных нагрузок, появляющихся при работе стиральной машины.
По данной же причине нельзя оставлять незакрепленными долгие, провисающие проводники.
Так как сопротивление новой L1 получается значительно меньше, чем у прежней, имевшей номинал, примерно равный 10 кОм, подключение отремонтированного ЭД производится через токоограничительную RC-цепочку (рис.
2). резистор и Конденсатор прикрепляются (к примеру, изоляционной лентой) к жгуту проводов, подходящих к командоаппарату.
Делается это с учетом нужной вибростойкости и механической прочности, характерных для узлов, испытывающих на себе негативное влияние интенсивных вибраций при работе. Особенное внимание обращается на обеспечение должной надежности электрических соединений.
Рис. 2. Особенности включении самодельной катушки L1, у которой провод толще, а витков меньше, чем у штатных аналогов
Рис. 3. С выбором программы — никаких неприятностей
Приходится учитывать и другие «нюансы».
В частности, что штыри корпус ЭД перед сборкой мало подпиливаются, а по окончании — расклепываются для обеспечения нужной прочности прошлому «монолиту»: двигателю-командоаппарату. Очевидно, нельзя забывать и о своевременной установке на место обгонной муфты.
Самостоятельно отремонтированный двигатель трудится никак не хуже нового, снабжая обычное функционирование командоаппарата и всей стиральной машины.
Кроме перегорания обмотки ЭД привода командоаппарата видится у «Вятки-автомата» еще одна очень каверзная неисправность: при отказе датчика — реле температуры начинает интенсивно кипеть вода в баке.
Как следствие деформируются и выходят из строя передняя панель и ряд других деталей стиральной машины, изготовленных из не весьма теплостойкой пластмассы.
Складывающуюся аварийную обстановку усугубляет замечательный нагреватель.
Потребляемый им 10-амперный ток коммутируется конкретно датчиком — реле температуры ТНЗ типа ДРТ-6-90. Быть может, последний и запланирован на такую нагрузку, но никакого резервного запаса, наверное, не имеет.
Работа в предельно тяжелом токовом режиме ведет к спеканию контактов датчика, а штатного отключения нагревателя при достижении водой температуры 90 °С не происходит. Из этого недопустимый перегрев бака вместе с его содержимым.
К тому же становятся ненадежными и контакты самого командоаппарата.
Перечисленных проблем возможно избежать, в случае если поменять схему подключения нагревателя, введя в нее симистор VS1 (рис. 4а).
Так как при работе на последнем рассеивается большая мощность, его нужно устанавливать на радиаторе, имеющем теплоизлучающую поверхность около 500 см2. Сам симистор нужно выбирать с запасом по предельному рабочему и току напряжению, поскольку трудиться ему придется при достаточно твёрдом температурном режиме, в то время, когда окружающая среда обычно прогревается до 90 °С.
Кроме ТС122-20 (ТС122-25), указанных на принципиальной электрической схеме, в полной мере приемлемыми тут смогут принимать во внимание и менее замечательные полупроводниковые устройства. К примеру, симисторы ТС112-16 групп 7 (12).
В любом случае симистор крепится на радиаторе, что привинчивается двумя винтами М5 к пластине из 4-мм стеклотекстолита. А та, со своей стороны, устанавливается на кронштейне (держателе) главного двигателя.
Соответственно, в держателе выполняются для этого два отверстия М6 (рис. 4б). Радиатор получается надежно изолированным от корпуса двигателя. И это важно, поскольку напряжение между радиатором и корпусом может доходить до 220 В.
Рис.
4. Встраивание симистора VS1, продляющего эксплуатационные ресурсы терморегулятора и нагревателя, в принципиальную электрическую схему (а) и в настоящую конструкцию (6) стиральной машины «Вятка-автомат»:
1 — кронштейн главного двигателя; 2 — винт М6 (2 шт.); 3 — изоляционная плата (стеклотекстолит s4); 4 — винт М5 (2 шт.); 5 — радиатор; 5 — симистор
Рис. 5. Стиральная машина сейчас не подведет
Дополнительный резистор номиналом 510 Ом имеет мощность 2 Вт. Для его распайки предусматриваются особые стойки, закрепляемые на диэлектрической пластине.
Вся конструкция должна быть запланирована на работу в условиях большой вибрации и температуры, доходящей при кипячении белья до 90 °С. Требования к соединительным проводникам: сечение (в перерасчете на медь) — не меньше 1,5 мм2, крепление — прочное, зятяжка в клеммах — надежная, снабжающая должный электрический контакт.
Стиральная машина с таким усовершенствованием (рис. 5) снаружи ничем не отличается от своих штатных аналогов. У меня она надежно «трудится» вот уже более семи лет.
В. ЩЕРБАТЮК, г. Минск