Реле поворота

Реле поворота

Эксплуатируя мотоцикл «Тула» (ТМЗ-5.952), столкнулся с неприятным явлением. При включении указателей поворота они начинали сигналить не сходу, а с задержкой в несколько секунд. Виной всему выяснилось реле поворота РС57В и его тепловой механизм коммутации.

Потому, что две секунды — это непростительно большое количество для безопасности на дороге кроме того при мало интенсивном перемещении в отечественном маленьком городе, я постарался сократить это время, уменьшив рассеивание тепла.

Для этого внутренности и корпус РС57В обмотал теплоизолирующим материалом. В итоге добился понижения задержки до 1,5 секунды, что меня также не устроило. Решил — изготовить электронный прерыватель.

Среди автомобильных реле подходящего не нашлось: они все 3-выводные, у «Тулы» же реле — 2-выводное и подсоединяется оно просто в разрыв цепи питания сигналов поворота. Но подобное все же нашлось — от импортного скутера.

Но у него было нужно повысить яркость вспышек, а сделать это представлялось вероятным, только применив светодиоды. Как мы знаем, что для стандартных реле поворота светодиод из-за особенности вольт и своей экономичности-амперной характеристики (ВАХ) воображает мизерную и нелинейную нагрузку, исходя из этого мотоциклетные лампы светодиодами не окажется — они или замерцают нередкими вспышками, или по большому счету не включатся.

Мотолюбители борются с этим, пробуя параллельно светодиодам подключать замечательные низкоомные резисторы или те же лампы накаливания. Но таковой монтаж не надежен, выглядит неаккуратно, да и на техосмотре забракуют подобное самодельное устройство.

Подсказка нашлась нежданно. В сети кто-то поведал о появлении универсальных 2-выводных новых типов реле (FLASHER), каковые трудятся одинаково вольно с любой нагрузкой.

Отыскать готовую схему этого чуда в сети не удалось, но нашлась схема маяка, встраиваемого в сигнальный конус для дорожных работ. По окончании минимальной доработки оказалось самодельное реле, схему которого и предлагаю вашему вниманию (рис. 1).

Рис. 1. Схема доработанного FLASHNER-реле для «поворотников» мотоцикла «Тула»

Рис. 2. монтаж и Трассировка со стороны пайки (топология печатной платы)

Генератор создан на базе транзистора VT1 и частотозадающей цепочки R3C2. Транзистор VT2 есть аккуратным силовым ключом для нагрузки («поворотников»).

Особенность схемы содержится в том. что конденсатор С1, являясь буфером, питает генерирующую часть схемы, в то время, когда VT2 открыт, что и разрешило обойтись столь нужным нам 2-контактным подключением «в разрыв». Диод VD1 подзаряжает С1 в фазе закрытого VT2.

Если судить по вспышкам поворотников, реле выдает фактически прямоугольные импульсы с крутыми фронтами, исходя из этого \/Т2 трудится в хорошем мигающем режиме и не греется кроме того при нагрузке в пара ампер.

Номиналы элементов указаны для скважности импульсов и той частоты, каковые понравились лично мне.

Желающие что-то подрегулировать смогут сделать это, заменяя номиналы цепочки RЗC2. Так же работа схемы изменяется при регулировке R1, но не советую повышать его более 3,6 кОм — случится срыв генерации.

Диод VD2 защищает схему от неправильного подключения, а предохранитель — от замыкания.

Схема собирается на плате из односторонне фольгированного текстолита размерами 20×18 мм.

монтаж и Трассировка со стороны пайки (топология печатной платы) продемонстрированы на рисунке 2. Резисторы употребляются планарные, любого приемлемого типоразмера. Предохранитель монтируется навесным методом и на рисунке не указан.

Плату я изготовлял следующим несложным методом. На отпиленную по размерам и очищенную от окислов заготовку платы шилом наносил разметку точек сверления. После этого покрыл медь слоем лака для ногтей (у дам постоянно найдётся).

По окончании подсыхания (не ждя полного отверждения) узкой иглой процарапал предварительный рисунок автострады, лавируя между точками сверления. После этого более толстой иглой либо шилом конкретизировал рисунок.

Цвет лака нужно выбрать чернее, так будет лучше видно будущую трассировку. Этот метод весьма удобен для громадных и сложных плат (при рвении к красоте чертить возможно и под линейку, и вдобавок, не страшно допустить неточность: капнул лаком на сломанный фрагмент рисунка, подождал подсыхания и исправил).

Подготовленный рисунок травил в подогретом на батарее растворе бронзового купороса с водой в пропорции 1:1. Потому, что площадь травления маленькая, раствор справился с задачей за два с маленьким часа.

Рис.

3. Электронное реле и печатная плата реле в сравнении с 50-копеечной монетой

Собранную схему (пайку и ножки подробностей) по окончании проверки под нагрузкой направляться покрыть каким-нибудь техническим лаком.

Из рисунка 3 видно, что в собранном виде схема весьма компактна, наряду с этим нагрузочная свойство транзистора IRFZ44 (ток до 49 А при напряжении 55 В) делает его столь универсальным, что разрешит применять устройство на самой разнообразной технике (от мопеда до грузовиков с прицепом).

Подключение реле к поворотникам на лампах накаливания осуществляется без каких-либо переделок (рис.

4а). В случае если же увлеклись тюнингом и решили применять светодиодные поворотники, то нужно знать, что для запуска реле нужна маленькая активная нагрузка в виде маломощных (0,25 — 0,125 Вт) резисторов (сопротивлений 100 Ом — 1 кОм) (рис. 4б).

Их возможно установить прямо в фарах поворотников или в корпусе тумблера поворотов. Но при с мотоциклом «Тула» резисторы не потребовались, поскольку роль активной нагрузки для реле начала выполнять лампа контроля поворотов на приборной панели.

В случае если же вы на своем транспорте строите электросхему с нуля и желаете, дабы «контролька» на панели была, то ее возможно выполнить по рисунку 4в. Тут применять лампу накаливания не обязательно — возможно поставить светодиод на 12 вольт.

Повторюсь: схема не чувствительна к нагрузке и по окончании сборки дает скважность вспышек и одинаковую частоту, будь то светодиод либо лампа.

Рис. 4а.

Подключение реле к «поворотникам» на лампах накаливания

Рис. 4б.

Подключение реле к светодиодным «поворотникам» с маленькой активной нагрузкой в виде маломощного резистора

Рис. 4в.

Всецело самодельная схема реле с выводом контрольной лампы на панель устройств

При применении схемы для громадных токов нагрузки (более 1,5 ампера) имеет суть соответственно пересчитать и заменить VD2 и предохранитель на громадные токи.

Если вы любите реконструировать древнюю мототехнику, где правилом хорошего тона есть применение лишь уникальных запчастей, то разумным компромиссом будет запрятать электронику в тот же корпус от РС57В и наружность мотоцикла в подробностях останется прошлой.

P.S.

Последние просмотры форумов продемонстрировали, что при покупке FLASHER в наборе с ними также идут маленькие балластные резисторы.

М. ЛАВРУХИН, г. Амурск, Хабаровский край


Проверка реле поворотов ВАЗ 2108-2115-калина 3х контактное, в гараже! check relay electronic


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: