Радуга в светильнике
Психологи в далеком прошлом установили, что на самочувствие человека, его эмоциональный настрой на протяжении труда либо отдыха активное влияние оказывает цвет окружающих предметов, стен, пола. К примеру, зеленоватые тона успокаивают, и, напротив, красные — тонизируют, возбуждают.
Это значит, что изменяя цветовой фон среды, интерьера, возможно оказывать влияние на психотерапевтическое состояние человека, его самочувствие. Но так как окраска интерьера, предметов — свойство достаточно постоянное, статичное; дабы поменять цветовое ответ помещения, нужно будет переклеивать обои, перекрашивать мебель, поменять обивку…
Но имеется метод примирить желаемое с настоящим, нужно только обратиться к помощи… света. Желаю предложить описание несложного устройства, разрешающего приобретать луч любой насыщенности и окраски — и этим изменять цветовое оформление помещения в любую секунду в соответствии с поставленной задачей либо настроением.
Предлагаемая схема достаточно универсальна и разрешает применять ее как в потолочном светильнике, так н в настольной лампа, торшере, особом источнике света.
Принцип действия основан на частичном перекрытии светового потока простого белого цвета, пропускаемо го через линейный растр, одним либо несколькими светофильтрами.
Метод, казалось бы, достаточно узнаваемый, обширно используемый, к примеру, для театральных эффектов. В действительности имеется значительные различия: возможность и использование растра неполного либо смешанного перекрытия луча.
Сама конструкция, конечно же, может варьироваться по выполнению: устройству корпуса, запасных элементов, методам крепления и соединения. Исходя из этого остановимся на главном: изготовлении растра и фильтров.
Линейный растр должен иметь четно впадины бороздки — и выраженные выступы, образующие в ортогональном сечении волнистую линию. В случае если установить его в сходящемся пучке лучей, то впадина и каждый выступ будут как бы образовывать миниатюрную цилиндрическую линзу, рассеивающую проходящий через нее свет равномерно по всей плоскости.
В случае если частично перекрывать таковой растр пластинчатым кли пленочным светофильтром, световой поток будет равномерно окрашенным, а насыщенность пропорциональна площади перекрытия. Наряду с этим должно соблюдаться одно необходимое условие: граница перекрытия параллельна линиям растра.
Рис. 2. Принципиальная схема растрового светильника:
1 — корпус, 2 — лампа. 3, 4 — линзы, 3 — полозки держателя фильтров.
6 — фильтры, 7 — растр, 8 — патрон лампы 9 — сверический отражатель
Р и с. 3. окрашивания и Схема рассеивания светового потока:
1 — растровая пластина, 2 — пластина фильтра, 3 — освещаемая поверхность.
В случае если вдвигать с противоположных сторон разноокрашенные фильтры, то результирующий луч возьмёт окраску, зависящую от цвета каждого из фильтров и соотношения площадей участков растра, перекрываемых ими. К примеру, при однообразном одновременном введении красного и зеленого фильтров возьмём соответствующей насыщенности синим.
Применяя пластины главных цветов спектра (красный, светло синий и желтый) либо так именуемые аддитивные, смешение которых дает любой из остальных, и вдвигая их ларами, можем придавать лучу все цвета радуги.
Сейчас о том, как изготовить эту «палитру» для света. Начнем с растра.
Для его получения нужно сделать матрицу. Заберите любую твёрдую пластину подходящих габаритов и намотайте на нее проволоку диаметром от 0,5 до 1,5 мм — хорошо, виток к витку. Это будет матрица.
Сам же растр наносится на страницу бесцветного оргстекла, которое предварительно размягчается над электрической либо газовой плитой (не забудьте горелки прикрыть страницей жести). Каи лишь оно станет пластичным, уложите его на матрицу и, накрыв оргстекло ровной твёрдой плитой (к примеру, ДСП), сожмите «бутерброд» с упрочнением в 70 — 8О кг.
Возьмём равномерную волнистую поверхность.
Такую пластину возможно применять как растровую в любом светильнике.
Приводим принципиальную схему его, которая разрешит собрать нужный вам вариант либо модернизировать имеющийся проектор, осветитель, сделав К нему соответствующую насадку-тубус.
Р и с . 4. Получение растра:
1 — твёрдая пластина, 2 — проволока.
3 — разогретое оргстекло, 4 — плита, 5 — груз.
Р и с. 5. Изготовление светофильтра:
1 — стеклянные пластины. 2 — капля пасты, 3 — липкая лента.
4 — груз.
В корпусе (см. рисунок) установлены: сферический отражатель (возможно применить хозяйственную фольгу), лампа а патроне (простая осветительная, миньон, кино-), две плоско-выпуклые линзы (скажем, кондексор увеличителя), пластина растра; снаружи на выходе светового потока крепим жестяные полозки — держатель для фильтров.
Полозни смогут вдвигаться и перед растром: распределения и эффект окрашивания цвета наряду с этим сохраняется.
О собственном варианте для проверки работоспособности Схемы я воспользовался готовым блоком линз от диапроектора «Этюд».
Для этого потребовалось только отделить его от корпуса. Блок эргономичен тем, что не потребовалось мудрить с держателями для фильтров — возможно засунуть их в рамку подачи диапозитивов.
Отогнув лепесток-ограннчитель на направляющей, вынимаем кадровую рамку и (как вариант) вместо нее вдвигаем пакет из растра и фильтров. В качестве корпуса для блока в сборе я применял громадную консервную банку (из-под зеленого горошка компании «Глобус»), позаботившись о вентиляции.
Для фильтров подойдут каждые цветные стекла, пластины окрашенного оргстекла, каковые, кстати, прекрасно красятся разбавленной пастой от стержней шариковых ручек. Та же паста окажет помощь взять фильтр и из стеклянной пластинки (к примеру, отмытой фотопластинки).
Стоит лишь каплю на одной из них накрыть второй пластиной и покинуть их под грузом на пара часов, как паста растечется узкой пленкой, как будто бы цветная прокладка. Останется только окантовать полученный фильтр полосой липкой ленты.
В.
ГАВРИЛОВ, инженер, г. Минск