Простой «универсал»
Практически пять лет являюсь подписчиком и читателем издания Моделист-конструктор. За это время изготовил по понравившимся опубликованным разработкам пара самоделок для дома, для семьи.
Желал бы взяться и за сварочно-зарядно-пусковое устройство, принципиальную описание и электрическую схему которого приглядел в одном из номеров издания за текущий год, но отпугивают намоточные работы при изготовлении замечательного трансформатора, дросселя. Да и монтаж электронного блока управления тиристорами, опасаюсь, не осилю. Запрещено ли хотя бы мало упростить заинтересовавшую меня разработку?
Ответом на это и другие письма-просьбы, поступившие в редакцию, есть публикуемый ниже материал
Вправду, упростить заинтересовавшую читателей разработку возможно, оставив в ней силовой трансформатор, два электровозных Т160 и блок управления тиристорами. При изготовлении последнего, кстати сообщить, легко обойтись без намоточных операций, в случае если трансформаторы (и силовичок, и импульсники) забрать готовыми (благо, отечественная индустрия в далеком прошлом уже наладила массовый выпуск хороших аналогов).
Так как вторичные обмотки ll-1 и II-2 силового трансформатора Т1 с раздельные, то при последовательном их соединении возможно без каких-либо неприятностей взять неспециализированную точку, соответственно вместо диодно-тиристорного моста обойтись одной только парой упомянутых выше Т160. Более того, применяя элементарные переключения перемычек (бронзовых шин) на самодельной клеммной колодке (пластине-изоляторе с болтовыми соединениями), легко превращать это базисное устройство в любой из вариантов сварочно-зарядно-пускового агрегата, воистину нужных для дома, для семьи, тем более для хозяйства.
Забрать, например, схемное ответ по реализации режима РЕЗКА и СВАРКА металла на регулируемом переменном токе. Тиристоры VS1с и VS2 с оказываются тут подключенными так, что выступают в роли аналога симистора. Обмотки ll-1 и ll-2 трудятся как одна громадная вторичная.
В следствии на выходе для того чтобы устройства приобретаем регулируемое переменное напряжение от 0 до 60 В, что вполне достаточно для проведения сварочных работ, и резки металла.
Пример компоновки устройства (стены корпуса и лицевая панель сняты)
Совсем иное дело схемное ответ по реализации режима ЗАРЯДНИК. При таковой схеме включения тиристоров возьмём на выходе выпрямителя (клеммы + и -) в неотёсанном приближении половину от напряжения, которое индуцируется во всей вторичной обмотке силового трансформатора Т1 с, но этого вполне достаточно для зарядки любого аккумулятора.
Предлагаемое упрощенное сварочно-зарядно-пусковое устройство имеется суть смонтировать, как и его самый полный вариант, в железного каркаса, изготовленного из металлического уголка 15×15 мм. Габариты по месту, исходя из настоящих размеров последовательно размещенных силового трансформатора, двух троллейбусных Т160 и блока управления тиристорами.
На лицевой панели нужно установить: выключатель сетевого напряжения с автоматической защитой, индикаторную лампочку СЕТЬ, вольтметр постоянного тока на 30 В, амперметр постоянного тока на 50 А с тумблером его включения-выключения, потенциометр НАПРЯЖЕНИЕ регулировки работы силовых тиристоров, клеммы + и — для подключения к автомобильной батарее как при ее зарядке, так и для пуска автомобиля при разряженном аккумуляторе, клеммы для земли и подключения кабеля при проведении сварочных резки и работ металла. Ну а под верхней крышкой устройства возможно закрепить контактную колодку с перекидными бронзовыми шинами для переключения в режимы СВАРКА и ЗАРЯДНИК.
Объемная схема установки перемычек на колодке переключений в упрощенном сварочио-зарядно-пусковом агрегате
Варианты переключений в режиме СВАРКА (а) и ЗАРЯДНИК (б)
Метод работы на упрощенном сварочно-зарядно-пусковом устройстве мало чем отличается от порядка действий, которых рекомендуют для прошлого полного аналога. В частности, при подготовке к сварке нужно перевести бронзовые шины на контактной колодке в режим СВАРКА, подключить сварочный кабель и почву к соответствующим клеммам на лицевой стенке. Сейчас, подобрав нужный ток установкой потенциометра НАПРЯЖЕНИЕ, возможно приступить к сварочным работам.
Для работы в режиме ЗАРЯДНИК нужно подключить аккумулятор к клеммам + и — на лицевой стороне устройства, перевести бронзовые шины на контактной колодке в положение ЗАРЯД, установить потенциометром блока управления силовыми тиристорами (ориентируясь по амперметру) нужный ток заряда.
Ну а для режима ЗАПУСК достаточно перевести устройство в состояние ЗАРЯД, подать на клеммы аккумулятора повышенный ток (до 50 А) при краткосрочном включении стартера автомобиля.
А.ШИХАНСКИЙ, г. В о л ь с к, Саратовская обл.