Плейер с питанием от велогенератора
Приобретя плейер, задумал приспособить для его питания на протяжении собственных нередких велопутешествий бортовой электрогенератор. В качестве адаптера решил применять самодельный полупроводниковый выпрямитель.Осуществление задумки начал, выбрав принципиальную электрическую схему однополупериодного вентиля на диоде со сглаживающим конденсатором.
Скоро убедился: штатный велогенератор мощностью 3—5,4 Вт и выходным напряжением 6—7 В и модифицированная бортовая электрическая сеть с применением в выпрямителе практичес-ки любого диода средней мощности и конденсатора емкостью 500—2200 мкФ в полной мере справляются с новой для них задачей. В итоге плейер начал получать 3-вольтное электропитание при перемещении велосипеда со скоростью более десяти километров/ч с включенной фарой и не менее восьми километров/ч — с обесточенной.
Более сложная конструкция, разрешившая значительно улучшить прошлые эксплуатационные характеристики, также была выполнена по классической схеме, но с «лишним» диодом VD5. Его назначение — при езде на повышенной скорости не допустить замыкание цепи через электролитический конденсатор, свойства которого с возрастанием частоты пульсаций выпрямляемого тока смогут значительно
измениться.
К велогенератору таковой адаптер подключается при помощи штепсельного разъема (к примеру, от ветхого радиоприемника). К плейеру — через его отсек питания благодаря самодельным наконечникам — заменителям набора гальванических элементов.
Интенсивная годичная эксплуатация модифицированной бортовой электросети с двухполупери-одным адаптером продемонстрировала: подключенный к ней плейер превосходно трудится, начиная уже со скорости перемещения велосипеда 5 км/ч (фара обесточена). Но при включении электроосвещения скорость должна быть не меньше 8—10 км/ч.
Принципиальные электрические схемы однополупериодного (а) и двухполупериодного (б) самодельных выпрямителей для питания плейера от велогенатора (трансформации, вносимые в штатную схему бортовой сети, выделены утолщенными линиями).
Наконечники—заменители набора гальванических элементов:
1 — база древесная; 2 — провод монтажный многожильный в виниловой изоляции; 3 — катод (корпус-электрод «пальчикового» гальванического элемента); 4 — анод (гвоздь 3×20 мм, нужно латунный).
Стало известно, что эффективность действия бортовой сети пара понижается в осенне-весеннююраспутицу, и на протяжении дождя.
Обстоятельство — проскальзывание в месте контакта шины со шкивом ротора генератора. Лишь на популярности предлагаемого технического ответа это вряд ли скажется. Так как с возникновением хляби на дорогах кроме того заядлые велосипедисты, в большинстве случаев, никуда не выезжают.
Р. ДЕНИСОВ, г. Волоколамск, Столичная обл.