Неосваиваемый шельф: почему минприроды предлагает приостановить выдачу лицензий госкомпаниям — «энергетика»
Министерство природных экологии и ресурсов предлагает приостановить выдачу лицензий на работу на шельфе до согласования законопроекта о введении процедуры аукционов. на данный момент право на освоение морских участков России имеют лишь компании, подконтрольные стране.
Их две — «Газпром» и «Роснефть». Закон же в случае принятия может позволить допуска на шельф и частных компаний.
Как сказал «Интерфаксу» представитель министерства природных экологии и ресурсов, глава Минприроды Сергей Донской направил собственный предложение в правительство еще в июне и в нем написано, что запрет не коснется участков, на каковые «Газпром» и «Роснефть» уже подали заявки.
Необходимо подчеркнуть, что мысль допустить частные компании к шельфу раздалась еще весной прошлого года и привела к резкой реакции компаний, подконтрольных стране. «Роснефть» по большому счету назвала предложение лоббированием заинтересованностей «Лукойла», в котором недолгое время трудился министр Сергей Донской. Не смотря на то, что нынешняя обстановка с шельфом не нравится не лишь главе Минприроды.
Так, помошник премьер-министра Александр Хлопонин еще в марте высказал предположение, что власти смогут забрать паузу в выдаче новых лицензий «Роснефти». Он сообщил: ««Скажем: парни, вот вы забрали, сколько у вас имеется, давайте занимайтесь этим, и то, что вы забрали изначально, доведите до ума, вы и так уже попросили пролонгации лицензий».
Столь пристальный интерес правительства к морской добыче не случаен.
«Все признают, что время Западно-Сибирских месторождений проходит. Добыча падает кроме того на Ванкорском и прирост дают маленькие промыслы.
Так, отрасль была перед выбором трех дорог, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Один из них — идти в Восточную Сибирь, изученность которой образовывает всего 10%. Второй — Баженовская свита, сланцевые запасы которой оценивают не меньше, если не больше, чем в Западной Сибири. И третий путь — шельф».
В проекте Главной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года говорится, что без освоения морских месторождений нереально сохранить текущие количества добычи. И морская к 2035 году обязана увеличиться практически в четыре раза — до 54 млн. тысячь киллограм нефти.
При нынешнем законодательстве бремя работ на шельфе должно лечь на «Роснефть» и «компании» и Лукойл до последнего времени деятельно приобретали лицензии. Одна лишь «Роснефть» обладает сейчас более чем 50 лицензиями на работы: от участков на шельфе Черного моря до Арктики.
«А что мы имеем сейчас из практических результатов? „Газпром“ разрабатывает Приразломное месторождение и идет проект „Сахалин-2“, у „Роснефти“ — „Сахалин-1“. Все! — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ). — А то, что еще делает „Роснефть“ на шельфе, — это в главном геологоразведочные работы, а не высокозатратное бурение».
Инвестиции в геологоразведку, по данным Минприроды, кроме этого уменьшаются. Как докладывал Сергей Донской Владимиру Путину, в прошлом году понижение составило 50%.
С одной стороны, санкции заморозили либо притормозили новые совместные проекты «Роснефти» с американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni. Помимо этого, закрыли доступ русским компаниям к разработкам морской добычи. С второй, низкие цены на нефть сделали шельфовые проекты нерентабельными.
«По арктическому месторождению Победа, открытому „Роснефтью“ и ExxonMobil, себестоимость добычи оценивали в $ 120–130 за баррель. Для шельфов вторых морей затраты на добычу составляют от $ 60», — говорит Игорь Юшков.
Обстановка уже стала причиной тому, что, к примеру, «Газпром» попросил в июне Минприроды отложить геологоразведку в Баренцевом море до 2025 года, что может привести к срыву добычи 10% газа в стране по проекту Главной схемы развития нефтяной отрасли России до 2035 года.
Тогда в чем кроется желание, к примеру, «Роснефти» приобретать новые лицензии и так же, как и прежде не пускать на шельф частные компании?
«Я пологаю, что дискуссия обострилась, поскольку „Роснефть“ находится на пороге приватизации (правительство реализует 19,5% акций компании и часть страны снизится до 50% — прим. ред.), — вычисляет ведущий аналитик ФНЭБ. — Вот заметите, в то время, когда она случится, управление „Роснефти“ первым заявит о том, что нужны либерализация и аукционы. По причине того, что уже не сможет безвозмездно и практически без конкурса приобретать лицензии.
Исходя из этого до тех пор пока „Роснефть“ есть, по сути, государсвенной компанией, она пробует собрать как возможно больше участков. Это сходу повышает привлекательность и капитализацию компании».
Специалист поддерживает рвение правительства ввести аукционы на шельфовые участки.
«Особенной отличия между госкомпаниями и частными инвесторами я не вижу, — говорит Игорь Юшков. — И те и другие должны платить налоги и, в случае если мы говорим об арктическом шельфе, создать надёжную разработку круглогодичной добычи. на данный момент ее нет.
В остальном компетенции компаний ничем не отличаются приятель от приятеля. А в случае с „Лукойлом“ в условиях санкций она возможно кроме того выше, поскольку у компании большое количество действующих морских проектов».