Контролер стоп-сигнала
Электрооборудование автомобиля возможно дополнить устройством, принципиальная электрическая и монтажная схемы которого под силу кроме того начинающему самодельщику. Это устройство — контролер, сокровище которого несомненна.
Так как его светоиндикаторы разрешают иметь постоянную и точную данные о состоянии ламп стоп-сигнала. Причем с минимальным потреблением энергии от бортовой сети.
В случае если педаль тормоза не надавлена (и, следовательно, выключатель SF1 будет в разомкнутом состоянии), то при исправных лампах HL1 и HL2 стоп-сигнала открыт полупроводниковый триод VT 1. В коллекторной цепи этого транзистора течет ток, заставляя светодиод HL3 на приборной панели автомобиля светиться. Значит, лампы HL1 и HL2 стоп-сигнала исправны.
VT2 сейчас закрыт, HL4 не светится.
С нажатием на тормозную педаль картина изменяется на противоположную. Контакты SF1, замыкаясь, переводят полупроводниковый триод VT1 в закрытое состояние.
Связанный с ним транзистор VT2, приоткрываясь, заставляет краснеть светодиод HL4, свидетельствуя: стоп-сигнал трудится.
С перегоранием HL1 либо HL2, как и при нарушениях в цепи питания любой из этих ламп, транзистор VT2 будет пребывать в всецело открытом состоянии и рубиновым светом будет гореть HL4, сигнализируя о неисправности.
Возможности разглядываемого устройства этим не исчерпываются. При выходе из строя предохранителя FU1 электронный контролер кроме этого подаст сигнал тревоги выключением всех светодиодов!
Принципиальная электрическая и монтажная схемы устройства для постоянного контроля за состоянием ламп стоп-сигнала.
Пара слов об применяемых радиодеталях.
Полупроводниковые диоды VD1 и VD2 помогают для развязки цепей по постоянному току, а потому подойдут каждые с параметрами, определяемыми стоп-сигнальными лампами. Выбор транзисторов также достаточно широк. Возможно, к примеру, использовать популярные КТ361Б.
В качестве светоиндикаторов HL3 и HL4 в полной мере приемлемы дешёвые АЛ307В (зеленый) и АЛ307Б (красный). При жажде их легко заменить одним двухцветным светодиодом (к примеру, АЛС331А либо ЗЛС331А).
Возможно применять и броские лампы накаливания с контрастными светофильтрами (действительно, в паре с более замечательными, чем указано на принципиальной электрической схеме, транзисторами).
Плату с элементами схемы нужно разместить рядом от выключателя SF1, имеющего надежную сообщение с приводом ножного тормоза.
А вот световые индикаторы контролера, каковым бы ни было их конкретное выполнение, направляться закрепить конкретно на приборной панели автомобиля.
При верной сборке контролер начинает трудиться фактически без наладки.
Нет потребности и в научно-техническом обслуживании — работоспособность аппаратуры не понижается при трансформации питающего напряжения от 9 В до 16 В!
В. ЩЕРБАКОВ, д. Островцы, Столичная обл.