Китайцы штурмуют мировой рынок бытовой электроники
Компания Haier, производитель многих бытовой техники — от стиральных автомобилей и бытовых холодильников до мобильных телефонов и кондиционеров, последние годы упорно трудится над созданием глобального бизнеса. Сейчас это одна из немногих китайских компаний, трудящихся на зарубежных рынках под собственным уникальным брендом. Большая часть китайских компаний, не занятых в сырьевом секторе, создают на собственных производственных мощностях продукцию под зарубежными марками.
Haier располагает дистрибьюторской сетью и производственными объектами в сотне государств, а штаб-квартира американского представительства компании находится в шикарном офисе на Манхэттене. Сама ее президент и компания — господин Руимин Чанг сейчас ходят в любимчиках западных СМИ.
Сравнительно не так давно в американской прессе он был назван одним из 25 самые влиятельных предпринимателей в мире за пределами США. Far Eastern Economic Review и Financial Times в один момент признали Haier самая уважаемой китайской компанией.
Нацелившаяся сейчас на звание глобального глубокоуважаемого бренда, компания еще 20 лет назад была маленьким и весьма убыточном предприятием по производству морозильников. В первой половине 80-ых годов XX века контроль над ней купил бюрократ средней руки по фамилии Чанг.
Новый обладатель предприятия начал бороться за дисциплину и качество продукции на заводе, введя совокупность поощрений и штрафов. Все последующие годы компания бурно развивалась на недорогих госкредитах и расширялась за счет новых приобретений, став к 1991 году фаворитом отечественного рынка белой техники.
История Haier — самый характерный пример стремительного и успешного взлета на вершину мирового бизнеса фактически из ниоткуда. В свое время большая часть преуспевающих сейчас китайских компаний начинали собственный бизнес с небольшой торговли.
И фактически все сегодняшние гиганты китайского бизнеса, согласно точки зрения специалистов Economist Intelligence Unit, остаются заложниками собственного стремительного роста. Структура большинства из них остается непрозрачной, сохраняется сильное госучастие в их бизнесе.
Кроме того господин Чанг затрудняется с ответом на вопрос о структуре собственников его компании. Новые китайские ТНК стремятся к присутствию только на высокодоходных зарубежных потребительских рынках, патологически игнорируя собственный личный.
Исходя из этого, не обращая внимания на стремительные скорость увеличения (обороты Haier растут на 20-70% в год), бизнес их остается размазанным, не хорошо управляемым и непрозрачным. Совсем не таким, каким он должен быть у компании мирового уровня, утверждают корреспонденты.