Энергетик: соглашение армения-ес таит как возможности, так и риски — «энергетика»

Энергетик: соглашение армения-ес таит как возможности, так и риски - «энергетика»

Подписанное между Евросоюзом и Арменией соглашение «О расширенном и безграничном партнерстве» в замысле развития энергетики Армении содержит   как возможности, так и риски. Об этом в Ереване на конференции «Три года ЕАЭС: перспективы и достижения» заявил национальный специалист ООН по энергетике Ара Марджанян.

В соглашении, в частности, в статье 42-ой главы 2-ой говорится: «В гражданском ядерном секторе, принимая к сведенью специфику Республики Армения, в частности, уделяя особенное внимание большому уровню ядерной безопасности, на базе стандартов МАГАТЭ и стандартов и практик ЕС , и на базе интернациональных управлений и практик по ядерной безопасности, сотрудничество в данной области должно включать среди другого: безопасный вывод и закрытие из эксплуатации Мецаморской АЭС и скорейшее принятие с данной целью „дорожной карты“ либо замысла действий, учитывающих необходимость замещения АЭС новыми мощностями, снабжающих энергобезопасность Республики Армения и условий для ее устойчивого развития».

По точке зрения Марджаняна, эта формулировка соглашения содержит как хорошие, так и страшные моменты. К хорошим моментам направляться отнести готовность ЕС оказать помощь в деле вывода из эксплуатации 2-го блока Мецаморской АЭС.

Во-вторых, продолжил он, согласится факт «специфики» Армении. Ее возможно трактовать и как «сейсмическую опасность» площадки АЭС — что и сделано в тексте соглашения, и как фактор «энергобезопасности» страны, лишенной собственных углеводородных ресурсов и зависящей от поставок первичных источников энергии.

«Третий довод: согласится необходимость „в замещающей Мецаморскую АЭС мощности, талантливой обеспечить устойчивое развитие и энергетическую безопасность республики“. Тут нужно выделить, что Мецаморская АЭС — это в первую очередь „гарантированная генерирующая мощность“ (ГГМ) и лишь позже — источник энергии.

Как раз недостаток ГГМ — главная неприятность Армянской энергетики. Как раз ГГМ — база энергобезопасности республики и залог ее развития в долговременной возможности. Ни солнечная, ни ветроэнергетика, ни малые ГЭС таковыми не являются.

И не могут служить в качестве замещающей мощности для АЭС. Для Армении таковыми являются или новый ядерный блок — а это, кстати, 2-ой принцип национальной энергетической стратегии, созданной правительством и одобренной президентом Армении в 2015 г., — или громадные ГЭС с водохранилищами долгого регулирования», — напомнил специалист.

К скрытым опасностям текста соглашения, по его точке зрения, направляться отнести то, что указанная выше формулировка практически размывает единоличную ответственность МАГАТЭ — единственной и опытной интернациональной организации, вот уже не одно десятилетие близко занимающейся Армянской АЭС.

Он указал, что сейчас, по окончании подписания соглашения, в вопросе Армянской АЭС, а, следовательно, и в вопросе выбора разработки нового блока АЭС, к МАГАТЭ присоединился Евроатом и его 28 участников: «Обстановка напоминает попытки размыть единоличный полномочие Минской группы по урегулированию карабахского конфликта, либо попытки США и Израиля размыть полномочие того же МАГАТЭ по мониторингу исполнения соглашения по ядерной программе Ирана», — сообщил Марджанян.

Иными словами говоря, Чехия, реализовывающая оружие Азербайджану, Польша со своим военно-стратегическим сотрудничеством с Турцией в рамках НАТО, включая ПРО и атомное оружие, либо Будапешт — со собственными тесными связями с Азербайджаном, а кроме этого страны Прибалтики, смогут действенно, и основное — законно, заблокировать применение русских разработок при постройке нового блока Армянской АЭС. Включая привычную армянским экспертам разработку реакторов типа ВВЭР, каковые на сегодняшний сутки и в в обозримом будущем — являются самые надёжными, действенными, а основное конкурентоспособными в ядерной энергетике.

«В конечном счете, все это указывает, что создан механизм, возможно талантливый лишить Армению ядерной энергетики. Более того, создан механизм, талантливый отсечь Армению от России в самый значимом, технологичном, долговременном и наукоемком сегменте сотрудничества. Не смотря на то, что в целом, формулировки статьи 42-ой соглашения имеют некую свободу интерпретаций», — резюмировал Марджанян.

Неофициальное соглашение между Арменией и Евросоюзом. Филипп Экозьянц


Похожие статьи, подобранные для Вас:

Читайте также: