Эксперт: открытие границ с киргизией несет лишние угрозы узбекистану — «энергетика»
Бахтиер Эргашев. Фото: sputniknews-uz.comАлмазбек Атамбаев совершил собственный последний в должности президента Киргизии визит в соседний Узбекистан.
Он прибыл в Ташкент с подписанным законом о ратификации соглашения о национальной границе. Сейчас подобный закон подписал президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
На переговорах главы стран разглядели региональные проекты, обсудили вопросы экономического сотрудничества, и снова же приграничные неприятности — неурегулированными остаются 15% межправительственных пределов — самых проблемных, которые связаны с анклавами (для одной стороны) и эксклавами (для второй). Неприятность требует решения, которого не видно.
Предлагающийся вариант обмена территориями отдает неким отчаянием и отбраковывается большая часть специалистов. На вопросы обозревателя «NOVOSTI-DNY.Ru» отвечает помощник директора по геокультуре и геоэкономике Средней и Центральной Азии Центра классических культур Бахтиер Эргашев.
Как Вы прокомментируете возможность этих переговоров, будет ли итог?
С наскока эту проблему не решить. Это осознали обе стороны. Неприятность обязана решаться неспешно, без спешки. Да и скоро в любом случае не окажется разобраться с анклавами либо участками территорий совместного владения.
Сначала будет всецело закончена работа с 85% границы, т. е. по тем участкам, где нет противоречий. Другое — позже. И уже прекрасно, что эдакая «гонка» с этими 15% закончилась.
Обе стороны осознали, что так — «на раз» — вопрос не решить. До тех пор пока же Бишкек и Ташкент договорились уменьшить населению въезд-выезд, условия нахождения.
С киргизской стороны звучат такие экзотические предложения как «обмен территориями». Как настоящ таковой вариант?
В случае если сказать об анклавах, то у Киргизии таких громадных анклавов как узбекские Сох (74 тыс. населения) и Шахимардан (более 5 тыс. населения) на территории Узбекистана нет. У киргизов в Узбекистане имеется анклав Барак, из одного селения. Как их поменять?
Обмена тут не может. Это лишь по территории, т. е. почва. А так как еще и у людей нужно интересоваться — обитатели Соха и Шахимардана, в случае чего, захотят стать гражданами Киргизии?
Обмен мне видится неточностью, которая будет иметь важные социальные последствия на всей территории Ферганской равнины. Обмены территориями смогут быть, в то время, когда речь заходит о пастбищах либо кроме того сельскохозяйственных посевных угодьях маленьких площадей — скажем до 100 гектаров, дабы выровнять пограничную линию, создать обитателям некий комфорт в приграничье.
Такие прецеденты — сплошь и рядом, и это обычная практика в ходе делимитации, использованная, к слову, в собственный время Казахстаном и Узбекистаном. Но у Киргизии и Узбекистана — вторая обстановка, отягощенная угрозами, каковые вырисовываются из Таджикистана и Киргизии.
В отношении этих государств в регионе начало использоваться определение «коридор транзита угроз для государств региона». И это так — к сожалению, эти две страны стали источниками определенных неприятностей в сфере безопасности для собственных соседей.
Вы связываете это с упрощением правил перехода киргизско-узбекской границы?
Это дополнительная угроза. Политическая нестабильность и постоянные политические пертурбации — события в 2005 и 2010 годах в Киргизии я все-таки не могу назвать революциями, но государственными переворотами — организовали в конечном счете совокупность бесконтрольности центральной властью отдельных слабого контроля и деятелей периферии.
Национальная идеология была принесена в жертву демократическим опытам. И лишь в последнее время власти Киргизии стали в должной степени осознавать угрозу радикализации общества.
А база любого состоявшегося страны — комплекс идей, каковые предлагаются обществу и предлагаются самим обществом. Опасаюсь, что власти Киргизии опоздали.
В южной части страны радикальные исламские идеи пробрались в стали и массы важным причиной, воздействующим на общество и власть. В иных населенных пунктах настоящая власть в собственности главам религиозных общин, талантливых диктовать правила игры, образа судьбы местным национальным госслужащим.
В Узбекистане совсем вторая обстановка. Проникновение радикальных их носителей и идей было значительной проблемой, это одна из основных обстоятельств того, из-за чего граница в Узбекистане была жестко закрытой. на данный момент Ташкент решил либерализовать пограничный режим с Киргизией.
Но так как угрозы с той стороны некуда не убежали!
Как же быть, ответ о либеральном пограничном режиме так как уже принято?
Я подозреваю, что данный вопрос все еще находится в ходе ответа. Мы все знаем, что большую часть боевиков-наемников, каковые вести войну в Сирии и в Ираке составляют уроженцы Киргизии и Узбекистана.
Статистика говорит о том, что в Узбекистан наемники не возвращаются под страхом наказания. Они оседают на юге Киргизии и становятся громадной проблемой для киргизских правительства, по причине того, что как я уже отметил, в последовательности регионов Киргизии как раз исламские фундаменталисты и имеется настоящая власть. В любом случае, открытие границы не должно уменьшить возможность проникновения в Узбекистан нежелательных элементов.
В соответствии с релизам, «президенты Киргизии и Узбекистана обсудили региональные проекты, затронули вопросы торгово-экономического сотрудничества». Что стоит за этим официозом?
По всей видимости, обращение шла об участи Узбекистана в постройке ГЭС в Киргизии. Президент Узбекистана заявил о готовности «принимать самое активное участие в постройке ГЭС, а также и денежное».
Но до тех пор пока ничего конкретно не известно ни об фундаментальных правилах участия, ни о денежных условиях, ни технических, ни о правовых. Обсуждался кроме этого давешний вопрос строительства железных дорог из Китая. Это более практично.
Транскавказский коридор, в принципе, уже готов. Туркмения также готовит собственные мощности, на сейчас — портовые. Мосты через Амударью выстроены. Остался последний стык — Китай-Киргизия-Узбекистан. С Китаем утрясаются технические разногласия по предлогу ширины колеи.
Похоже, выбор будет сделан в пользу российского (советского) стандарта колеи. Так, каких-то важных возражений со стороны России уже не должно быть — она была против этого проекта в основном из-за ширины колеи, и сейчас в реализации проекта одним негативным причиной меньше. Осталось утрясти маршрут с Бишкеком.
Президенты еще разговаривали о двустороннем сотрудничестве. Что Бишкек и Ташкент смогут предложить друг другу?
Узбекистан приобретает из Киргизии электричество — закупки были возобновлены с лета 2017 года. В случае если сказать о киргизском экспорте, то обращение о маленьком количестве продукции ограниченного ассортимента.
В обратном направлении — из Узбекистана в Киргизию — товаропотоки смогут быть несравнимо объемнее. Вопрос в конкретной заинтересованности, в конкретных соглашениях.
Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»